Разбитые школы и ремонт укрытий своими руками: как готовились к учебному году на деоккупированных территориях

В Украине еще продолжается обустройство укрытий на случай воздушной тревоги

Минобразования и военно-гражданские администрации решили, что обучение офлайн и посещение детских садов с 1 сентября возможно только при условии, если учебные заведения оборудованы укрытиями и бомбоубежищами. Проверять наличие и соответствие защитных сооружений должна специальная комиссия, в состав которой входят представители местных властей, полиции и ГСЧС. За обустройство хранилищ отвечает балансодержатель школы. В большинстве случаев в Украине это местные власти.

Впрочем, наличие укрытий – не панацея. В прифронтовых областях угроза ракетного удара значительно больше, чем, например, в столице. OBOZREVATEL выяснял, что о новом учебном году думают на деоккупированных территориях севера Украины.

Черниговская область, Ивановская ОТГ

1 сентября школы офлайн не открылись. Подготовка укрытий продолжается. Все работы производятся за счет волонтеров и силами школьных администраций.

Председатель Ивановской громады Елена Швыдкая сообщила, что без волонтеров учебный процесс вообще был бы под вопросом. Две опорные школы пострадали от обстрелов.

"С 1 сентября все школы громады начинают обучение онлайн. Но надеемся на то, что до 15 сентября закончим всю подготовку и ученики физически сядут за парты. Бомбоубежища в школах оборудованы, доделываем косметический ремонт. Соблюдены все требования, которые выдвигает ГСЧС, и можно будет открываться", – рассказала Елена Швыдкая.

На вопрос, не собирали ли деньги с родителей, отвечает категорическим "нет".

"Ни одной копейки с родителей мы не собрали. Благодаря сотрудничеству с волонтерами нам удалось привлечь большую часть материалов именно через них, купили за их средства. Все работы проводились работниками школы, никого не отправляли в отпуск, платили заработную плату. Наша громада пострадала больше всего. Прямые попадания были в две опорные школы, которые принимали наибольшее количество детей. Но собирать с родителей – это было бы верхом цинизма. Только в нашей громаде пострадало 1,5 тысячи хозяйств. Даже минимальную сумму средств нельзя взять сейчас у людей", – объясняет она.

Уничтоженный сельсовет Ивановки

В 10 селах громады стояли россияне. Похищено или уничтожено большое количество имущества, в том числе и школьного. Благодаря тому что школы сотрудничают между собой, удается закрыть ряд проблем, даже поделились книгами. Волонтеры привезли детям телефоны, планшеты и компьютеры. Дети обеспечены на 50% компьютерами и планшетами и на 100% телефонами, с помощью которых можно учиться.

"У нас остаются населенные пункты, где очень слабая мобильная связь. Например, село Ладинка. Там всего 15 учеников, но интернет все равно надо. Но уже получили заверения от финских волонтеров, обещающих сделать компьютерный центр с мощным интернетом, где смогут учиться дети", – говорит Елена Швыдкая.

Уже никогда не заработает школа в селе Ягодное. Там в подвале около месяца российские военнослужащие во время оккупации насильно удерживали более 300 человек. Многие селяне погибли и пропали без вести. Ни взрослые, ни дети до сих пор не могут находиться в этой школе, не испытывая ужаса.

"Еще до войны был разработан проект решения, что школа в Ягодном будет закрываться в связи с малокомплектностью. В марте как раз должна была быть сессия. Однако после того, что пережили люди в этой школе, никто не хочет туда возвращаться", – говорит глава ОТГ.

Сумская область, Конотоп

Говорим с учительницей одной из школ. Женщина просит не называть ее имя и школу, в которой работает, город маленький – могут быть проблемы.

Тамара Петровна (имя изменено) говорит, что в городе планируют проводить смешанную учебу, потому что есть школы, где сразу были помещения, пригодные для обустройства бомбоубежищ. Их школе повезло меньше: в качестве укрытия планируется использовать подвальное помещение. Все лето учителя и техработники школы проводили там ремонт, но комиссия так и не приняла его в эксплуатацию – сырая одна стена.

"Укрытие у нас обустроено в подвальном помещении, которое не использовалось более 30 лет. В подвале уже полностью отпала штукатурка. Технические работники все это обдирали, а учителя выносили весь мусор. В этом подвале не было вытяжек, местные власти единственное чем помогли – предоставили специалистов, чтобы пробили вытяжки. Учителя белили и разукрасили стены, чтобы детям не было так грустно, занесли парты, обустроили место, куда поставят биотуалеты. Это все, что мы смогли сделать своими силами", – рассказывает учительница.

Дирекция сообщила на совещании, что для устранения недостатков у школы еще два месяца. Если за это время справится, возможна и очная форма обучения.

Конотоп, центр

"Подготовка к новому учебному году полностью провалена со стороны местных властей. Во время войны городские власти вместо того, чтобы обеспечить безопасность, открывают фонтаны в центре города. А вот на бомбоубежища средства не выделялись. Конечно, есть такие школы, где со дня открытия уже было бомбоубежище", – говорит Тамара Петровна.

Сумская область, Ахтырка

Ахтырка очень пострадала во время оккупации. Российские войска ровняли его с землей своей артиллерией. Пострадали все многоэтажки города.

Разрушенная Ахтырка

Мэр Ахтырки Павел Кузьменко категоричен: укрытия, бомбоубежища – это братская могила для детей, учитывая, что ракета из России долетает в город через две минуты. Даже если дети успеют спуститься в бомбоубежище, рисков слишком много.

"Почему руководители всех областных подразделений сменили свое место дислокации, вывезли своих детей и хотят, чтобы все дети учились онлайн? Наш город в двух минутах лета от России. Пока продолжается война, наши дети не пойдут на обучение очно. Бомбоубежища – это братские могилы в том варианте, который у нас есть. После тех воронок, которые остаются после термобарической бомбы, не будет школы. Только онлайн, все!" – эмоционально говорит Павел Кузьменко.

Городской голова уверяет, что проблем относительно технической стороны нет – за время эпидемии коронавируса отработана соответствующая база. Сейчас в городе есть несколько запросов от переселенцев на компьютеры для обучения – эти потребности закрываются за счет государственного бюджета. В настоящее время в Ахтырке зарегистрировано 5100 школьников, уже сформированы классы.

Большинство прифронтовых городов Харьковщины и Николаевщины также категоричны – обучение онлайн. Причина – состояние безопасности в регионах.